Для многих знакомство с
Нагибиным
(1920-1994) началось со сборников рассказов 1960-70-х гг. "Чистые
пруды", "Переулки моего детства" – грустного и лиричного
повествования о предвоенных московских переулках, живших в них
мальчишках и
девчонках. Детство и юность Юрия Нагибина прошли в доме 9 по Армянскому
переулку.
Дебют Нагибина состоялся намного
раньше – в 1939 г.
Будучи студентом ВГИКА, он прочитал свой рассказ на одном из
писательских
вечеров. Рассказ разругали, но за Нагибина вступились Катаев с Олешей. В
результате в печати появились рассказы "Двойная ошибка" и
"Кнут". Осенью 41-го Нагибина призвали в армию, а через год, после
двух контузий, демобилизовали.
Нагибин писал "военные"
и "деревенские" рассказы, сценарии к фильмам. Среди них сценарии к
фильмам "Председатель", "Директор", "Дерсу
Узала", "Красная палатка", популярная трилогия о гардемаринах.
"Удачливый сценарист"
Нагибин считался удачливым сценаристом: сценарии
обеспечивали ему известность, возможность заграничных поездок,
благосостояние.
Это внешняя сторона. За ней скрывались высокая работоспособность, талант
и
многочисленные сложности, отравлявшие жизнь:
в разгар
съемок фильма "Председатель" Нагибина обвинили в клевете на
советских колхозников. Кончилось это инфарктом. После переделок картину
выпустили на экран, и она имела большой успех. Однако за рубеж ее не
выпустили, и надежды Нагибина поездить с ней по всему миру не
оправдались.
Более того, его не включили в список на присуждение Ленинской премии;
во время
съемок фильма "Директор" погиб актер Евгений Урбанский. Фильм
завершили после большого перерыва с Николаем Губенко в главной роли;
фильм
"Дерсу Узала" получил "Оскара", но только за
режиссуру, хотя во многом успех фильма был определен и сценарием;
перед
съемками фильма "Красная палатка" по требованию итальянского
спонсора в сценарий добавили роль для Клаудии Кардинале.
"Вечные спутники"
Особое место в творчестве Нагибина занимает цикл "Вечные спутники"
(1972-1979): рассказы о Пушкине, Лермонтове, Тютчеве, Чайковском,
Рахманинове.
Главное в рассказах – видение "героев" глазами автора.
Ю.М. Нагибин: "Трудно быть евреем в России. Но куда труднее быть
русским"
В 80-х гг. в повестях Нагибина исчезает "легкость", они становятся
более "реальными".
В 1987 году появляется повесть "Встань и иди". Повесть о Марке
Яковлевиче Левентале, которого он считал своим отцом. По желанию матери
при
рождении Нагибин 3 апреля 1920
г. получил отчество Маркович. Только после семидесяти он
узнал, что его отцом был Кирилл Александрович Калитин, расстрелянный в
Курской
губернии в год его рождения. Левенталь был репрессирован и умер в ссылке
в 1952 г. В 1928 г. мать вышла замуж за писателя
Якова Семеновича Рыкачева.
Последняя прижизненная книга Нагибина "Тьма в конце туннеля"
(1994) написана под впечатлением внезапной "смены" национальности в
конце жизни. Повесть заканчивается словами: "Трудно быть евреем в
России.
Но куда труднее быть русским".
"Дневник" Нагибина
Весной 1994 г.
Нагибин подготовил к публикации "Дневник", надеясь увидеть его в
печати. Однако книга вышла посмертно. "Дневник" мрачноват, в нем
много резких суждений. В какой-то степени это определяется тем, что
часто Нагибин
обращался к "Дневнику" как к возможности облегчить душу. Внешне жизнь
Нагибина производит впечатление удачливого писателя и киносценариста.
Его
публикуют, он объездил чуть ли не весь мир, хорошо обеспечен. Однако, по
признанию самого Нагибина, успех никогда не был полным.
В личном плане Нагибин во всем доходил до предела: его склонность к
загулам
не является секретом. Возможно, семейная неустроенность в детстве была
одной из
причин, почему сам Нагибин был женат шесть раз. Последний раз Нагибин
женился
30 апреля 1969 г.
О "Дневнике" много пишут и спорят, на самом деле его надо просто
читать.
Нагибин скончался 17 июня 1994
г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.